С 31 июля по 28 августа на площадках российских университетов в Москве, Нижнем Новгороде и Пскове прошел «Летний институт» – новый проект Минобрнауки России. В нем приняли участие исследователей и преподавателей из ведущих научно-образовательных центров Армении, Республики Беларусь, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
Участники проекта познакомились с актуальными достижениями российской исторической науки и практиками в образовательном и научном процессе, получили реальное представление о роли России в современных международных отношениях и интеграционных процессах на евразийском пространстве.
Руководитель Социоцентра (оператора проекта) Андрей Келлер рассказал об акцентах, которые расставили организаторы в ходе планирования мероприятий:
«Программы “Летнего института” были составлены таким образом, чтобы зарубежные учёные и исследователи участвовали не только в образовательном процессе, но и в культурно-досуговом. Ведь задача, наряду с погружением в научно-образовательное пространство, заключалась ещё и в том, чтобы сформировать условия для общения и развития творческого потенциала участников. Например, если мы говорим о знакомстве зарубежных коллег с этнокультурными традициями и научно-образовательным потенциалом регионов России, было бы недостаточно одной теоретической части, поэтому этот модуль дополнен экскурсионными программами, мастер-классами, творческими вечерами. В такой же логике разрабатывались другие учебные модули. В результате участники получили не только актуальные знания, но и незабываемые впечатления, встретили единомышленников. Благодаря такому подходу мы рассчитываем организовать постоянную площадку для взаимодействия с зарубежными коллегами».
В рамках «Летнего института» Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) принял 25 участников из стран СНГ. Для них вуз с 6 по 20 августа провел двухнедельную программу повышения квалификации по направлению «Реклама и связи с общественностью». Эту работу МГЛУ провел совместно с партнерами – Владимирским государственным университетом, Чувашским государственным университетом имени И. Н. Ульянова, Казанским (Приволжский) федеральным университетом и Университетом Иннополис.
Преподаватель из Кыргызского национального университета Татына Токторбаева рассказала о своих впечатлениях от «Летнего института» в МГЛУ:
«Я работаю на кафедре рекламного дела и связи с общественностью. В первую очередь мне понравилось программа “Летнего института”. Именно этот проект дает возможность узнать о новых трендах рынка пиара и рекламы. Мир стремительно меняется, рынок тоже, поэтому очень важно знать все нюансы, постоянно получать новую информацию, чтобы обучить наших студентов, будущих специалистов».
С 30 июля по 13 августа в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) 28 преподавателей и молодых ученых их стран СНГ прошли подготовку по направлению «История и сохранение исторического наследия». Университетами-партнерами выступили: Государственный академический университет гуманитарных наук, Тверской государственный университет, Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого и Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Заместитель декана по учебной работе факультета ИМО, преподаватель кафедры Российско-таджикского (славянского) университета Амир Шодиев отметил, что «Летний институт» – хорошая возможность встретиться с коллегами из других стран для общения, обмена мнениями и углубления дальнейшего сотрудничества:
«У нас есть хорошие перспективы для дальнейшего взаимодействия с коллегами-историками из РГГУ. Так, например, наши коллеги по направлению “Международные отношения” уже посещали РГГУ с научно-образовательными целями, заложили фундамент для сотрудничества между нашими вузами, нам остается только поддерживать и укреплять его, что мы и делаем».
С 6 по 20 августа на площадке Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова (НГЛУ им. Н. А. Добролюбова) 25 участников из стран СНГ прошли повышение квалификации по направлению «Социальные науки». Совместно с университетами партнерами – МГУ им. Н.П. Огарева, Княгининским университетом, Поволжским государственным технологическим университетом и Университетом Иннополис – вуз организовал 3 образовательных модуля: «Информационное общество и социальные коммуникации», «Этноконфессиональные основы социальных коммуникаций» и «Деловая и научная коммуникация на русском и английском языках».
Старший преподаватель кафедры романо-германской филологии Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика) Ирина Бузук отметила, что «Летний институт» позволил ей по-новому взглянуть на научно-образовательное пространство:
«Это потрясающий опыт длиною в две недели. Образовательный блок программы, предполагающий посещение лекционных и практических занятий на базе НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, а также прохождение стажировок на площадках университетов-партнеров, стал для меня настоящим кладезем инновационных находок. Приятным удивлением стал тот факт, что передовой российский опыт и новации в научно-образовательной сфере сосредоточены не только в крупных городах страны, но и в совсем небольших городах таких, например, как г. Княгинино. В целом же каждая из посещенных площадок уникальна и богата по-своему и в совокупности с другими образует тот мощный образовательный потенциал Российской Федерации, к которому хочется стремиться».
Псковский государственный университет (ПсковГУ) объединил 25 участников «Летнего института». Здесь с 14 по 27 августа они прошли программу повышения квалификации по направлению «Российская культура и ценности (язык, литература, культуроведение)». Университетами-партнерами выступили: Институт русской литературы РАН, Пушкинский Дом; Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Гуманитарный факультет Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Сотрудник Барановичского государственного университета (Республика Беларусь) Ольга Кондратеня рассказала, что «Летний институт» для нее – это возможность получить новые знания и научиться применять их:
«В последнее время университеты Республики Беларусь становятся все более популярными среди студентов из-за рубежа, и преподавание русского языка как иностранного становится очень актуальным. Барановичский государственный университет открыл три года назад специальность “Преподавание русского языка и литературы”, и в следующем году мы выпускаем первых ребят с этим дипломом. Изучив программу, которую представил “Летний институт” Псковского государственного университета, мы поняли, что она собрала, пожалуй, самых передовых ученых и их разработки. Мы приехали сюда, дабы расширить свои знания и привезти в Беларусь самые свежие актуальные наработки в области изучения и преподавания русского языка и литературы. Я уверена в том, что с командой, которая здесь собралась, мы сумеем применить эти знания на практике. Я благодарна ПсковГУ за гостеприимство: нам интересно и комфортно, мы познакомились с командой. “Летний институт” – это положительные впечатления и много идей на будущее!».
Проект «Летний институт» организован в 2023 году впервые по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Оператором проекта выступил ФГАНУ «Социоцентр».