Завершился очный этап работы международного образовательного проекта «Летний институт для молодых исследователей и преподавателей», он длился с 29 июля по 12 августа.
Высокий уровень востребованности проекта, инициатором которого выступает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, оператором — ФГАНУ «Социоцентр», подтверждают цифры и факты. В этом году в три раза увеличилось число стран-участниц, а «Летний институт» существенно расширил географию: впервые к проекту присоединились страны дальнего зарубежья. В этом году в Россию за новыми знаниями приехали 100 преподавателей и исследователей из 22 стран: Армении, Казахстана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Республики Беларусь, Абхазии, Молдавии, Китая, Сербии, Вьетнама, Монголии, Индии, Аргентины, Ирака, Нигерии, Филиппин, ЮАР, Венгрии, Ирана и Зимбабве.
Молодых ученых принимали на площадках четырех российских вузов. К Псковскому государственному университету, Российскому государственному гуманитарному университету, Нижегородскому государственному лингвистическому университету присоединился Тюменский индустриальный университет, который впервые реализовал программу на английском языке. На остальных площадках работа проводилась на русском языке. Поддержали проект 12 университетов-партнеров из разных городов, на базе которых проходила программа стажировок. Также для команды «Летнего института» была подготовлена богатая культурно-просветительская программа.
Молодые исследователи из стран ближнего и дальнего зарубежья высоко оценивают результаты проекта. Своим мнением с площадки Тюменского индустриального университета делится участник из Китая Кан Ли: «Этот проект чрезвычайно важен для укрепления международных отношений между Китаем и Россией. Он создает платформу для академического и культурного обмена, что имеет решающее значение в современном взаимосвязанном мире. Объединяя преподавателей и профессионалов из разных стран, программа помогает укрепить взаимопонимание, доверие и сотрудничество, которые могут привести к совместным исследовательским проектам, совместным инновациям и укреплению связей между нашими странами в энергетическом секторе».
Итогом большой работы стали не только полезные знания, но и конкретные инициативы участников «Летнего института – 2024», которые они представили на защите проектов. В свою очередь принимающая сторона, в лице ведущих российских вузов, расширила профессиональные контакты.
Так, на площадке Псковского государственного университета выпускники «Летнего института» защитили пять групповых инициатив. Например, представители Абхазии, Армении, Узбекистана и Таджикистана презентовали проект «Путешествуем по миру с русскими поэтами и писателями» и планируют разработать видеоконтент для знакомства с русским языком и культурой. Авторы проекта «Международная олимпиада по русскому языку “Властелин колец”» предложили объединить усилия вузов России, Сербии, Киргизии и Белоруссии для поддержки школьников, изучающих русский язык как иностранный. Участники из Казахстана, Таджикистана, Монголии намерены реализовать проект «Многополярный мир в контексте картинного словаря переносных значений глаголов движения» и создать интерактивный словарь с помощью нейросети.
Молодые исследователи презентовали жюри в Российском государственном гуманитарном университете научные проекты по следующим образовательным трекам: «Цифровая гуманитаристика. Историк в современной информационной среде»; «Научно-педагогические школы российской гуманитаристики»; «История и современные процессы евразийской интеграции»; «Комплексное историческое страноведение и регионоведение Большой Евразии»; «Методология исследований истории международных отношений — современные подходы». В заключение проекта интернациональная команда единогласно приняла Меморандум «Летнего института РГГУ – 2024».
Семь командных моно- и трансрегиональных научно-образовательных проектов разработали молодые исследователи на базе Нижегородского государственного лингвистического университета. В их числе инициатива участников из Казахстана и Кыргызстана — усилить академическую мобильность для обмена практиками в области современных технологий преподавания иностранных языков. Исследователи из Таджикистана предложили на примере городища Шураб изучить проблемы и перспективы развития постсоветских горнодобываюших городов. Представители Аргентины инициировали проект «Аргентина и Российская Федерация: сотрудничество в мультиполярном мире».
В этом году Тюменский индустриальный университет дебютировал в «Летнем институте» и сразу показал высокие результаты. Молодые исследователи в ТИУ проходили практикум на «Фабрике процессов», знакомились с особенностями процесса нефтегазодобычи в регионе, стажировались в тюменских компаниях и даже подготовили кустовую площадку к сдаче для дальнейшего бурения скважин. В процессе итоговой аттестации участники решали практические задания, связанные с развитием нефтегазовой отрасли.
На площадке Тюменского индустриального работали представители из 13 университетов дальнего зарубежья. Некоторые из этих вузов являются давними партнерами ТИУ, как, например, Китайский нефтяной университет Восточного Китая (г. Циндао), совместно с которым с 2009 года реализуется программа подготовки «Нефтегазовое дело», ее выпускниками уже стали более 300 студентов из Поднебесной. Новым партнером в проекте стал Дурбанский технологический университет — это первые контакты Тюменского индустриального с ЮАР. Сразу два иракских университета прислали своих делегатов для участия в «Летнем институте». Если с Монголией и Сербией у ТИУ ранее были совместные инициативы, то Нигерия стала новым и очень перспективным участником, учитывая, что это нефтегазовая страна.
На церемонии закрытия в российских вузах участникам проекта вручили удостоверения о повышении квалификации и подтверждение прохождения стажировок на базе университетов-партнеров. Но, как говорят молодые преподаватели и исследователи, «Летний институт – 2024» не закончился, напротив, он дал старт большой работе и новым интересным инициативам, совместным исследованиям и научным публикациям — все это предусмотрено программой постсопровождения участников.